Посещение сайта
План открытого урока по предмету «Экономика отрасли и предприятия» группа №32, профессия «Повар, кондитер»
Дата проведения: 23.11.2010 г. Преподаватель: И.А.Яруллина
Тема урока: Деньги, их сущность и функции. Цель урока: -ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями. Задачи урока: - рассмотреть историю происхождения денег, их сущность, основные виды и функции. -способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету. -развивать логическое мышление и творческий потенциал учащихся. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Структура урока: формирование новых знаний и способов действий. Учебно - методическое оснащение: 1)учебник Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства».- М., 2004. 2)выставка книг, рефератов, журналов 3)экономические высказывания 4)плакаты «Деньги», «Виды банкнот» 5)мультимедийный проектор 6)экран 7)компьютер 8)фрагменты видеозаписи по данной теме Ход урока:
1.Организационный момент
2.Новая тема:
1)Игра «Лента»
Поиграем в игру «Лента». На доске дана «Ленточка» клеточек и столбик цифр. Цифры под каждой клеточкой показывают какую букву слова ответа нужно взять. Я зачитываю вопросы, вызываемый учащийся выходит к доске отвечает на вопрос и записывает ответ на доске в столбик, подчёркивает нужную букву и заносит её в клеточку и т.д. Вопросы: 1) Национальная валюта США (доллар) 2) Денежное выражение стоимости товара (цена) 3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат) 4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо) 5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга (залог) 6) Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки предприятиям и населению (дотация)
1 2 3 4 5 6
Ответы: 1) Доллар 2) Цена 3) Банкомат 4) Сальдо 5) Залог 6) Дотация
2)Обзор выставки по теме 3)История происхождения денег Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей. Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику. В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ) Сначало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера: Меновые→ Любые→ Чёрные→Цветные→ Благородные металлы товары металлы металлы (серебро и золото) (медь) Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил. Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро. Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей. В начале 17 века на Руси установились стабильная единая монета – копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём. Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец. Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом. После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
4)Деньги, их сущность и функции На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность. Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги. Функции денег: 1.Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары. 2.Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т). 3.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны). Именно о таких сокровищах и накоплениях имея в виду барон – Скупой рыцарь (в поэме А.С.Пушкина), когда разглядывал свои сундуки с сокровищами, говорил: Лишь захочу – воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся Нимфы резвою толпою; И Музы дань свою мне принесут… 4.Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. 5.Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты. 5)Виды денег 1.Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.
2.Безналичные деньги К ним относятся:
3.Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат). Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»).
-А, знаете ли вы что – нибудь о российских деньгах? Сейчас мы это и проверим. Давайте ответим на несколько вопросов.
Вопросы к учащимся: 1)С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск) 2)Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск) 3)Из скольки цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи) 4)Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль) 5)Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер? (Два) 6)Памятник какому великому князю изображён на 1000 рублёвой банкноте РФ? (Ярославу Мудрому)
Более подробно с российскими банкнотами познакомят нас учащиеся, которые подготовили для нас интересную информацию.
Сообщения учащихся на тему: 1) «10, 50 – рублёвая модифицированная банкнота». 2) «100, 500 – рублёвая модифицированная банкнота». 3) «1000, 5000 – рублёвая модифицированная банкнота».
3.Закрепление - Что такое деньги? Дать определение. - В чём заключается сущность денег? - Перечислить основные виды денег. - Охарактеризовать основные виды денег (наличные, безналичные, электронные).
4.Подведение итогов. Оценки. 5.Домашнее задание. 1) Учебник Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства» Глава 4.1 стр.39 - 43 Дополнительная литература: Учебник В.Д.Камаев «Основы экономической теории» стр.299 – 308 Учебное пособие С.В.Соколова «Основы экономики» стр.28 - 31 2) Подготовить и написать сообщения: 1 вариант – «Как отличить настоящую валюту от поддельной?» 2 вариант – «Технические средства проведения экспертизы денежных знаков»
|
|