План открытого урока

по предмету «Экономика отрасли и предприятия»

группа №32, профессия «Повар, кондитер»

 

Дата проведения: 23.11.2010 г.

Преподаватель: И.А.Яруллина

 

Тема урока: Деньги, их сущность и функции.

Цель урока:

-ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.

Задачи урока:

- рассмотреть историю происхождения денег, их сущность, основные виды и функции.

-способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету.

-развивать логическое мышление и творческий потенциал учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока: формирование новых знаний и способов действий.

Учебно - методическое оснащение:

1)учебник Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства».-

М., 2004. 

2)выставка книг, рефератов, журналов

3)экономические высказывания

4)плакаты «Деньги», «Виды банкнот»

5)мультимедийный проектор

6)экран

7)компьютер

8)фрагменты видеозаписи по данной теме

Ход урока:

 

1.Организационный момент

 

2.Новая тема:

 

1)Игра «Лента»

 

Поиграем в игру «Лента». На доске дана «Ленточка» клеточек и столбик цифр. Цифры под каждой клеточкой показывают какую букву слова ответа нужно взять. Я зачитываю вопросы, вызываемый учащийся выходит к доске отвечает на вопрос и записывает ответ на доске в столбик, подчёркивает нужную букву и заносит её в клеточку и т.д.

Вопросы:

1) Национальная валюта США (доллар)

2) Денежное выражение стоимости товара (цена)

3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат)

4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо)

5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга  (залог)

6) Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки предприятиям и населению (дотация)

 

      1         2        3         4        5        6

 

       Ответы:

1)    Доллар

2)    Цена

3)    Банкомат

4)    Сальдо

5)    Залог

6)    Дотация

 

2)Обзор выставки по теме

3)История происхождения денег

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)

Сначало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера:

Меновые→ Любые→ Чёрные→Цветные→ Благородные металлы

 товары                        металлы   металлы          (серебро и золото)

                                                   (медь)

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».

В 7 веке до н.э. возникли монеты – золотые лепёшечки, на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил.

Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Основными «денежными материалами» были золото и серебро.

Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

В начале  17 века на Руси установились стабильная единая монета – копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём.

Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четвертькопеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только

 в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

 

4)Деньги, их сущность и функции

На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1.Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2.Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

Именно о таких сокровищах и накоплениях имея в виду барон – Скупой рыцарь (в поэме А.С.Пушкина), когда разглядывал свои сундуки с сокровищами, говорил:

  Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

                                   В великолепные мои сады

                                   Сбегутся Нимфы резвою толпою;

                                   И Музы дань свою мне принесут…

4.Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5.Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.


5)Виды денег

1.Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.

  • Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
  • Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
  • Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.

2.Безналичные деньги

К ним относятся:

  • Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
  • Вклады в банках
  • Дорожные чеки (American Express) 

3.Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).

Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP  клиентов»).

 

-А, знаете ли вы что – нибудь о российских деньгах? Сейчас мы это и проверим. Давайте ответим на несколько вопросов.

 

Вопросы к учащимся:

1)С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)

2)Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск)

3)Из скольки цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи)

4)Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)

5)Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?  (Два)

6)Памятник какому великому князю изображён на 1000 рублёвой банкноте РФ? (Ярославу Мудрому)

 

Более подробно с российскими банкнотами познакомят нас учащиеся, которые подготовили для нас интересную информацию.

 

Сообщения учащихся на тему:

1)    «10, 50 – рублёвая модифицированная банкнота».

2)    «100, 500 – рублёвая модифицированная банкнота».

3)    «1000, 5000 – рублёвая модифицированная банкнота».

 

3.Закрепление

  - Что такое деньги? Дать определение.

  - В чём заключается сущность денег?

  - Перечислить основные виды денег.

  - Охарактеризовать основные виды денег (наличные, безналичные,

    электронные).

 

4.Подведение итогов. Оценки.

5.Домашнее задание.

1) Учебник Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства»     Глава 4.1 стр.39 - 43

Дополнительная литература: Учебник В.Д.Камаев «Основы экономической теории» стр.299 – 308

Учебное пособие С.В.Соколова «Основы экономики» стр.28 - 31

     2) Подготовить и написать сообщения:

     1 вариант – «Как отличить настоящую валюту от поддельной?»

     2 вариант – «Технические средства проведения экспертизы денежных

     знаков»

 

 

 

Моя любимая работа!!!

Посещение сайта
Создать бесплатный сайт с uCoz