Моя любимая работа!!!



План-конспект открытого урока

по предмету «Экономика»

группа №21, профессия «Парикмахер»

 

Дата проведения: 16.10.2012 г.

Преподаватель: И.А.Яруллина

Тема урока: Безработица, её причины и виды.

Цель урока:

- познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – безработицей.

Задачи урока:

-раскрыть сущность понятия «безработица»; выявить причины возникновения безработицы; определить её основные виды;

-воспитывать уважение к труду и людям труда;

-развивать способность к личному самоопределению и самореализации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока: формирование новых знаний и способов действий.

Учебно-методическое оснащение:

1)учебник А.И.Гомола «Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля»». - М., 2012.

2)выставка книг, рефератов, журналов

3)экономические высказывания

4)ТСО (мультимедийный проектор, экран, компьютер, фрагменты видеозаписи по данной теме)

Ход урока:

1.Мобилизирующий момент

2.Изучение новой темы:

1)Вступительное слово

Притча

На строительстве Шартрского собора подошедший путник спросил у работающих, что они делают.

Один ответил: «Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)

Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  (труд как средство существования)

А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!»  (труд-радость служения великой цели)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

2)Обзор выставки по теме

Сегодня перед вами представлена выставка книг, учебной литературы, интересных рефератов, которыми вы можете воспользоваться в ходе изучения данной темы.

3)Историческая справка (сообщения учащихся)

В 1929-1933 годах США переживали самый глубокий экономический кризис за всю историю – спад производства на 25%. Этот период вошел в историю под названием «Великая депрессия». В 1933 году в разгар кризиса: каждый четвертый был безработным; 39 миллионов американцев имели работу, а 12 миллионов – не могли найти. Вот так, лишившиеся работы, люди часто стояли в очередях, чтобы получить хоть какое-то пособие и выжить.

Но парадокс в том, что и в период подъёмов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Даже в 1944 году в США, когда одна шестая часть населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, (рабочая неделя составляла в то время 6 или 7 рабочих дней) вследствие острой нехватки рук, 1,2% желающих трудится, не могли найти работу.

4)Работа со схемой «Структура населения»

5)Сообщение учащегося

- «Основные направления деятельности службы занятости в г. Бугуруслане»

6)Работа с учебником

Записать определение термина «безработица».

Безработица –  это незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности.

Уровень безработицы определяется по следующим формулам:

    УРОВЕНЬ      =   ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
БЕЗРАБОТИЦЫ             РАБОЧАЯ СИЛА                                 или

     УРОВЕНЬ     =      ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
БЕЗРАБОТИЦЫ   ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ               

 

Причины безработицы

1. Структурные   сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий;

2. Экономический спад или депрессия;

3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда;

4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5. Изменения в демографической структуре населения.

 

Виды безработицы

1. Фрикционная – ситуация на рынке труда, когда люди не работают из-за того, что они уволены со своего предприятия или покинувшие его по своей воле, и им требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место.

2. Структурная – ситуация на рынке труда, когда структура спроса и предложения на рынке труда не совпадают по набору профессий.

3. Сезонная – ситуация на рынке труда, когда люди не имеют занятости из-за того, что некоторые виды работ могут осуществляться только в определённые периоды года.

4. Циклическая – ситуация на рынке труда, возникающая при общем экономическом спаде, когда общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

5. Скрытая – рабочая сила используется не полностью, люди работают формально, но фактически находятся в неоплачиваемых отпусках.

Последствия безработицы

- Падение покупательского спроса

- Спад производства

- Снижение налоговых поступлений

- Снижение уровня жизни семьи безработного

- Криминализация общества

- Усиление политической нестабильности

7)Памятка «Как справиться со стрессом» (сообщение учащегося)

3.Закрепление

- Что такое безработица? Дать определение.

- Перечислить основные виды безработицы.

- Назвать социальные последствия безработицы.

4.Подведение итогов. Оценки.

5.Домашнее задание  

1)Учебник А.И.Гомола «Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля» Глава 5.2 стр.145-150 – выписать основные направления государственной политики в борьбе с безработицей.

Дополнительная литература: Учебник С.И.Иванов «Экономика. Основы экономической теории» Книга 2, стр. 87 - 95

2)Подготовить эссе (короткое  сочинение) на тему: «Как найти своё место на рынке труда?»

6.Рефлексия

- А сейчас закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке: 

 

·  Самое интересное на уроке было …………………

 

·  Хотел бы узнать подробнее о ……………………..

 

·  Я считаю, что сегодня мы ………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Посещение сайта

© yarullina-i-a

Создать бесплатный сайт с uCoz