План-конспект открытого урока
по предмету «Экономика»
группа №21, профессия «Парикмахер»
Дата проведения: 16.10.2012 г.
Преподаватель: И.А.Яруллина
Тема урока: Безработица, её причины и виды.
Цель урока:
- познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – безработицей.
Задачи урока:
-раскрыть сущность понятия «безработица»; выявить причины возникновения безработицы; определить её основные виды;
-воспитывать уважение к труду и людям труда;
-развивать способность к личному самоопределению и самореализации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока: формирование новых знаний и способов действий.
Учебно-методическое оснащение:
1)учебник А.И.Гомола «Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля»». - М., 2012.
2)выставка книг, рефератов, журналов
3)экономические высказывания
4)ТСО (мультимедийный проектор, экран, компьютер, фрагменты видеозаписи по данной теме)
Ход урока:
1.Мобилизирующий момент
2.Изучение новой темы:
1)Вступительное слово
Притча
На строительстве Шартрского собора подошедший путник спросил у работающих, что они делают.
Один ответил: «Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)
Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» (труд как средство существования)
А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!» (труд-радость служения великой цели)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
2)Обзор выставки по теме
Сегодня перед вами представлена выставка книг, учебной литературы, интересных рефератов, которыми вы можете воспользоваться в ходе изучения данной темы.
3)Историческая справка (сообщения учащихся)
В 1929-1933 годах США переживали самый глубокий экономический кризис за всю историю – спад производства на 25%. Этот период вошел в историю под названием «Великая депрессия». В 1933 году в разгар кризиса: каждый четвертый был безработным; 39 миллионов американцев имели работу, а 12 миллионов – не могли найти. Вот так, лишившиеся работы, люди часто стояли в очередях, чтобы получить хоть какое-то пособие и выжить.
Но парадокс в том, что и в период подъёмов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Даже в 1944 году в США, когда одна шестая часть населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, (рабочая неделя составляла в то время 6 или 7 рабочих дней) вследствие острой нехватки рук, 1,2% желающих трудится, не могли найти работу.
4)Работа со схемой «Структура населения»
5)Сообщение учащегося
- «Основные направления деятельности службы занятости в г. Бугуруслане»
6)Работа с учебником
Записать определение термина «безработица».
Безработица – это незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности.
Уровень безработицы определяется по следующим формулам:
УРОВЕНЬ = ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
БЕЗРАБОТИЦЫ РАБОЧАЯ СИЛА или
УРОВЕНЬ = ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
БЕЗРАБОТИЦЫ ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ
Причины безработицы
1. Структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий;
2. Экономический спад или депрессия;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения.
Виды безработицы
1. Фрикционная – ситуация на рынке труда, когда люди не работают из-за того, что они уволены со своего предприятия или покинувшие его по своей воле, и им требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место.
2. Структурная – ситуация на рынке труда, когда структура спроса и предложения на рынке труда не совпадают по набору профессий.
3. Сезонная – ситуация на рынке труда, когда люди не имеют занятости из-за того, что некоторые виды работ могут осуществляться только в определённые периоды года.
4. Циклическая – ситуация на рынке труда, возникающая при общем экономическом спаде, когда общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.
5. Скрытая – рабочая сила используется не полностью, люди работают формально, но фактически находятся в неоплачиваемых отпусках.
Последствия безработицы
- Падение покупательского спроса
- Спад производства
- Снижение налоговых поступлений
- Снижение уровня жизни семьи безработного
- Криминализация общества
- Усиление политической нестабильности
7)Памятка «Как справиться со стрессом» (сообщение учащегося)
3.Закрепление
- Что такое безработица? Дать определение.
- Перечислить основные виды безработицы.
- Назвать социальные последствия безработицы.
4.Подведение итогов. Оценки.
5.Домашнее задание
1)Учебник А.И.Гомола «Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля» Глава 5.2 стр.145-150 – выписать основные направления государственной политики в борьбе с безработицей.
Дополнительная литература: Учебник С.И.Иванов «Экономика. Основы экономической теории» Книга 2, стр. 87 - 95
2)Подготовить эссе (короткое сочинение) на тему: «Как найти своё место на рынке труда?»
6.Рефлексия
- А сейчас закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке:
· Самое интересное на уроке было …………………
· Хотел бы узнать подробнее о ……………………..
· Я считаю, что сегодня мы ………………………….
|