Посещение сайта
«Моделирование творческого мышления у учащихся посредством системы познавательных задач» В теоретической литературе и в практике нередко встаёт вопрос о возможности развития профессионально- творческого мышления в процессе учебной деятельности. В качестве средства осуществления данного процесса целесообразно рассматривать познавательные задачи, составляющие основу проблемно- эвристического обучения. Проблемно- эвристическое обучение снимает разделение между усвоением и применением знаний: человек получает, открывает, усваивает новые знания в процессе решения задач. Для того, чтобы целенаправленно формировать проблемные ситуации и значимые для учащихся учебные задачи, проблемно- эвристическое обучение систематически создаёт и умело использует реальные противоречия в мышлении учащихся, которые побуждают ко всё большей познавательной активности. В результате этого достигается прочное усвоение лексических и грамматических единиц на уровне их творческого и коммуникативного применения; овладения основными методами познания и научного мышления, овладение опытом, чертами, операциями творческой деятельности; развитие умений предвосхищать, выдвигать гипотезы, находить нестандартные решения; развитие умений общения и функционирования в поликультурном обществе. Программный материал, содержание обучения, направленного на развитие творческих способностей, должны быть представлены системой проблемных задач различного уровня сложности. Обучение должно строиться исходя из личностных и индивидуальных особенностей человека с целью их дальнейшего развития. Формирование развития творческой личности связано с развитием многих качеств, определение которых объективно представляется возможным лишь при анализе и творческой деятельности как процесса. Определение этих черт имеет позитивное значение, так как выделяются качества, которые необходимо развивать и формировать для успешной будущей профессиональной деятельности. М.Г.Гарунов выделяет такие качества мышления, характерного для творческой деятельности учащихся, как сравнения и сопоставления, направленные на определение общих свойств и признаков, предметов и явлений, подлежащих изучению: анализ и синтез, предполагающие мысленное расчленение предметов и явлений на части и их соединение в единое целое; индукция и дедукция; абстрагирование и конкретизация; обобщение и ограничение; интуиция и логика. Подтверждение вышесказанного можно найти в исследовании Д.В.Чернилевского, согласно которому творческое профессиональное мышление проявляется в умении решать нестандартные проблемы, новизне, уникальности и оригинальности в деятельности, и, в связи с этим, для его формирования необходимо развивать способности через развитие мышления. Формами мышления как такового являются понятие, суждение, умозаключение; анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение. В своей практике я ориентирую учащихся не на заучивание категорий и законов, а на понятие логики функционирования и развития экономической системы в целом, обучаю самостоятельно искать пути решения проблемных ситуаций. Это заставляет применять в учебном процессе нетрадиционные, активные методы обучения. Закреплению экономических знаний и формированию умений служит решение практических экономических задач, составление экономических таблиц, диаграмм, графиков. Методическая проблема, над которой я работаю: «Технология развивающего обучения на уроках специальных дисциплин». Особенность развивающего обучения на уроках специальных дисциплин, а именно на уроках экономики заключается в том, что она выстраивается в современных действиях учащихся и преподавателя. Методы работы и приёмы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определённых форм взаимодействия. Всё это делает технологию развивающего обучения многофункциональной. Мой опыт работы по изучению технологии развивающего обучения позволяет выделить следующие наиболее активные формы и методы обучения, которые нашли широкое применение в моей практике и явились наиболее эффективными и действенными это: -урок смотр знаний вырабатывает у учащихся соревновательный дух, учащиеся на таких уроках показывают своё мастерство в построении ответа; -учебные игры (ролевые и деловые игры) на уроках способствуют развитию познавательного интереса, развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся; -словарно-терминологическая работа на уроке расширяет словарный запас учащегося, умения включить в свою речь новые слова, понятия, термины. Разнообразие форм и методов обучения создаёт условия для развития творческих способностей учащихся. Основными направлениями моей педагогической работы является стремление: - научить обучающихся активно и логически мыслить; - сформировать умение и потребность самостоятельного поиска новых знаний; - активизировать познавательный интерес к предмету; - выявить и развить творческие способности учащихся. Для подготовки активного, обладающего творческими способностями специалиста, необходимо: - использовать и совершенствовать традиционные формы ведения занятий; - искать и применять новые формы и методы; - использовать личностно- ориентированный подход в преподавании, учитывая склонности и способности учащихся. Постоянный поиск и использование новых педагогических технологий повышает конкурентоспособность учебного заведения в современных рыночных условиях. Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой, интеллектуальной, способной самостоятельно принимать решения, но участвовать в создании такой личности, можно лишь используя различные педагогические технологии, а частности игровые технологии обучения.
|
|
© yarullina-i-a |